Проектная деятельность в детском саду

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Поэтому, одна из задач учебного года — создание условий для познавательно-исследовательской деятельности с целью повышения познавательной активности детей дошкольного возраста. Экспериментально — исследовательская деятельность в дошкольном учреждении осуществлялась в разных формах:

Познавательное занятие или часть занятия;
Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);
Наблюдение, труд в уголке и на участке;
Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность);
Развлечения.
В 2018-2019 учебном году в каждой возрастной группе был собран материал по данному виду деятельности, составлена картотека опытов и экспериментов, разработаны мини-проекты:
— «Воздух – невидимка», «Снег, какой он?», «Бумажные фантазии» с детьми младшей группы:
— «Каждому камешку свой домик», «Волшебница вода» с детьми средней группы;
— «Испытание магнита», «Волшебница бумага», «Всё увидим, всё узнаем» с детьми старшей группы;
— «Вода и её свойства», «Растения – какие они?», «Притягивает – не притягивает» с детьми подготовительной группы.

Итоги работы над проектами были представлены на педагогическом совете «Экспериментально-исследовательская деятельность воспитанников в ДОУ».

Опыт «Мяч»

Цель: познакомить детей с лёгкими и тяжёлыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Материалы и оборудование: таз с водой, мяч резиновый, камни, игрушка.
Результат опыта: мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому мяч не тонет, он плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.

Опыт «Как вытолкнуть воду?»

Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих друзей.

Оборудование: мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.
Вывод: «Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов».

Опыт «Живая вода»

Цель: познакомить детей с животворным свойством воды.
Материалы: свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «живая вода»
Процесс: вместе с детьми рассмотрели веточки, заполнили сосуд водой и поставили ветки в воду, а сосуд на видное место. Прошло время и веточки ожили, появились листочки.
Итог: одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

«Опыты с бумагой»

Цель: исследовать свойства бумаги.
Материалы и оборудование: листы бумаги, стаканчики с водой, клей.
Вывод: бумага мнётся, рвётся, намокает, склеивается, горит.
Опыт «Ледяная избушка»

Цель: познакомить со свойствами льда (лёд – это твёрдая вода, в тепле лёд тает)
Оборудование и материалы: лед, поднос, платочек для сюрпризного момента, книга.
Результат: лёд – твёрдый, скользкий, гладкий, холодный. Лёд в воде не тонет, в теплом помещении лёд тает.
Осени красок пёстрый хоровод